Вход | На главную

Головной ремонтно-восстановительный поезд № 36 треста «Тюментрансстрой», п. Ханымей, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область

Отрасль: Строительство

Дата ликвидации: Не указана

Отдел по делам архивов Администрации Пуровского района. Фонд: 1-л

Переданные на хранение документы Горем-36 Министерства путей сообщения Производственного строительно-монтажного объединения (ПСМО) «Тюменстройпуть» отражают его деятельность с 1939 года. ГОРЕМ-36 в 80-90 годах прошлого века осуществлял строительство железнодорожной ветки Сургут-Новый Уренгой на территории Пуровского района, находился в поселке Ханымей. В 1992 году произошла ликвидация предприятия. Но история ГОРЕМа не забыта. Дошедшие до наших дней и сохраненные архивистами Пуровского района документы, представляют значительные вехи в истории нашего государства-это период Великой Отечественной войны. ГОРЕМ-36 сформирован как военно-восстановительный поезд 3 июля 1941 года в городе Тамбов для работы в составе спецформирований Калининского фронта. Набор рабочих производился по всем отделениям железных дорог: Тамбовская ж.д., Горьковская ж.д., Пензенская ж.д., Ленинградская ж.д. и других. Всего в состав коллектива призвано 900 человек (ф.1-л, оп.1, д.2). Начальником поезда был назначен Иван Иванович Белоглазов призванный из Ленинградского отделения железной дороги. Главным инженером назначен Николай Семенович Метревели. На месте дислокации произведено комплектование работников по направлениям выполнения заданий: путевые рабочие, мостостроители, связисты, транспортные рабочие, ремонтники, медсестры, шоферы, а призванные райвоенкоматами сформированы в отряды красноармейцев. (Список личного состава на формирование Головного ремонтно-восстановительного поезда № 36 за 1941 год; ф.1-л,оп.1, д.2). В августе 1941 года сформированный поезд передислоцировался вблизь города Торопец на станцию Кукуево. На данной станции коллектив поезда находился недолго. Было проведено обучение по военной подготовке, получено оружие, боеприпасы и поезд дислоцировался на станции Старая Торопа. «Штаб ГОРЕМ-36 находился в примерно в 1,5 километрах от города, в деревне Полутвино. Железнодорожный состав-мастерские, вагон-баня, хлебопекарня, склады находились в тупике на расстоянии 25 км. железнодорожной ветки Торопец-Старая Торопа» (из письма А.И.Коняева-работника ГОРЕМ-36 в годы ВОВ). С 25 февраля 1942 года коллектив поезда возглавил Николай Семенович Метревели 1914 года рождения, член ВКПб, имеющий высшее образование инженера железнодорожника, на момент назначения возраст которого составлял 28 лет. С 30.06.1943 года на основании приказа НКПС была установлена трехзначная нумерация Головных ремонтно-восстановительных поездов путем приписки к существующему двухзначному номеру цифры 1. ГОРЕМ-36 переименован в Восстановительный поезд № 136 (ВП-136) Народного Комиссариата Путей сообщения. В апреле 1943 года вышел Указ Верховного Совета СССР «О введении военного положения на всех железных дорогах». Все рабочие железнодорожного транспорта объявлены мобилизованными. (ф.1-л, оп.1, д.7, л.164, 164об). Коллектив поезда расформирован на 5 рот. Первая рота-мостоотряд; 2-путевая колонна; 3-колонна связи; 4-водоснабжения; 5-сводная рота. (Список личного состава на 20.04.1942 года; ф.1-л, оп.1, д.5). В ГОРЕМ-36 введен дисциплинарный Устав на весь личный состав (ф.1-л, оп.1, д.7, л.75). До августа 1944 года ГОРЕМ-36 находился в прифронтовой зоне, на ст. Старая Торопа, при этом работы велись в разных направлениях. Поезд обеспечивал восстановление объектов железнодорожного транспорта и связи в пределах 200 километров тыловых границ действующих Калининского и Белорусского фронтов. Дисциплина в коллективе была строгая. Рабочий день расписан по минутам. Для поддержания порядка начальником поезда издан приказ о распорядке дня работы поезда. Был установлен 10-ти часовой рабочий день (ф.1-л, оп.1, д.7, л.84). В поезде были образованы своя прачечная, парикмахерская, мастерская по ремонту и пошиву одежды. Регулярно проводилась санобработка работников. Одежду вываривали для уничтожения вшей. Ежемесячно коллектив поезда принимал социалистические обязательства по заготовке дров, изготовлению инструментов, сбору металлолома; подводя итоги работы, поощряя лучших, давая наказы для отстающих (ф.1-л, оп.1, д.7, л.12, 62, 191), например в 1943 году для обеспечения продовольствием коллектив занимался посевом картофеля на 4,5 га., овощей-5,0 га, бобовых и других культур-3,5 га. Откармливали 49 голов свиней, вылавливали рыбу, заготавливали грибы и ягоды (ф.1-л, оп.1, д.7, д.30). Питание осуществлялось в основном сухими пайками, которые выдавались бригадиру или мастеру, затем распределялись в бригадах. С 1 апреля 1943 года норма выдачи хлеба установлена - 700 грамм. (Приказ начальника поезда от 02.04.1943 № 76 (ф.1-л, оп.1, д.7, л.112). С 21 февраля 1944 года начальник поезда издал приказ об образовании отдельных котлопунктов в каждом отделении для обеспечения рабочих горячим питанием (ф.1-л, оп.1, д.7, л.32). Для обеспечения продовольствием и предметами быта, одеждой коллективов действующей армии создавались ОРСы. Учет был строгим. За нарушение в сфере снабжения, разбазаривание продуктов следовал военный трибунал, вплоть до высшей меры наказания. (ф.1-л, оп.1, д.10, л.189). Неоднократно ГОРЕМ-36 находился в зоне обстрела вражеской авиации. Как пример самоотверженного труда можно привести один лишь эпизод. В марте 1944 года на станцию Старая Торопа был совершен налет вражеской авиации. Были взорваны вагоны с боеприпасами и продовольствием, пострадало станционное хозяйство. Разрушения восстанавливали своими силами. За 24 часа были восстановлены три станционных пути, которые обеспечили нормальное движение поездов; потушено 14 вагонов с обмундированием, расчищено 1700 кв.м.площади станционных путей от завалов, вручную перенесено 200 тонн шпал и рельсов. (ф.1-л, оп.1, д.10, л.68). Действуя в прифронтовой зоне, под обстрелами вражеской авиации, восстанавливая железнодорожные пути, погибали работники поезда. В 1943 году штабом Калининского фронта издан приказ по сбору, учету, хранению и отправке собственных вещей личного состава спецформирований погибших на фронтах Великой Отечественной войны (ф.1-л, оп.1, д.7, л.201-202). Коллектив поезда постоянно обновлялся новыми силами. Для обучения вновь принятых рабочих создавались специальные курсы по подготовке бригадиров, всеобщему воинскому обучению, по подготовке кадров массовых профессий. Обучение проводили опытные руководители ГОРЕМ-36 (ф.1-л, оп.1, д.7, л.117, 126, 304). Для восстановления освобожденных разрушенных участков, немедленно создавались и направлялись отряды по ремонту и восстановлению путей и связи. Расстояние пути распределялось между отрядами на отделения. Направляясь на участок отряд должен был взять с собой необходимое оборудование и инструменты: молотки, лапы, ключи, ломы, железные и деревянные лопаты, зубила, кувалды, трещетки (для предупреждений), веревки, клещи. Каждый должен с собой взять оружие, инструмент и вещевой мешок, запасную обувь. Такое обмундирование весило несколько десятков килограммов. (ф.1-л, оп.1, д.7, л.132). Путейцы день и ночь следили за состоянием пути, который после каждого воинского эшелона, опускался в трясину болота. Штабом Калининского фронта было установлена скорость движения эшелонов на проблемных участках дорог от 5 км. в час до 15 км. в час (ф.1-л, оп.1, д.7, л.184, 184об.). В мае 1944 года в ГОРЕМ-36 сформирована колонна связи. Начальником связи назначен Гамыгин Сергей Григорьевич, 1914 года рождения (ф.1-л, оп.1, д.7). В списках работников колонны связи под номером 27 значится Гусева Римма Николаевна, рабочая связи, ныне проживающая в г. Москва, которая обращалась в архив для подтверждения военной службы в ГОРЕМ-36 (ф.1-л, оп.1, д.7, фотография). «В сентябре 1944 года весь коллектив ГОРЕМ-36 перевели на ст.Шауляй в Литве, где было выгружено оборудование, но поступила команда погрузить все вновь и в ночь весь личный состав переправлен на станцию Тельшай, в городе еще горели дома, немцы отступали в сторону моря» (из письма А.И. Коняева). В Тельшае остановился штаб поезда. При отступлении немцы разрушили все железнодорожное хозяйство и железнодорожные линии. На территории Литвы коллектив поезда восстановил 4 моста, один из которых через мощную реку Неман. «За Неманом коллектив ГОРЕМ-36 работал на перешивке одной немецкой колеи на русскую широкую, так как немецкая колея была уже русской. По восстановленной колее двигались наши составы, по другой немецкие» (из письма А.И.Коняева). Победу коллектив поезда встретил в 45 километрах от г. Кенигсберг. В марте 1944 года, за самоотверженный труд по выполнению заданий командования, коллективу ГОРЕМ-36, как лучшему по фронту, было вручено Красное знамя НКПС и ВЦСПС (ф.1-л, оп.1, д.10, л.70). Особо отличившиеся работники получили награды Родины. Медалью «За боевые заслуги» награждены рабочие пути, плотники, путейцы (ф.1-л, оп.1, д.12, л.251). В апреле 1945 год поступил приказ о передислокации поезда на станцию Атбасар Карагандинской железной дороги (ф.1-л, оп.1, д.10, л.237). Славный путь прошел коллектив ГОРЕМ-36 на железных дорогах войны. Вместе с коллективом прошел этот путь начальник поезда Метревели Николай Семенович. Он до 1947 года возглавлял эту организацию. Карта боевого пути ГОРЕМ-36 восстановлена по воспоминаниям бывших участников боевых действий, по сохранившимся документам о передислокации поезда на фронтах Великой Отечественной войны. На карте обозначены лишь ключевые направления движения поезда. А ведь по одному и тому же направлению приходилось вести работы неоднократно для поддержания должного состояния железной дороги (карта). С 18 сентября 1945 года Восстановительный поезд № 136 передислоцирован на станцию Карталы Магнитогорского Управления транспортного строительства «Магнитогорскстройпуть» Южно-Уральской железной дороги. С 1 января 1946 года Восстановительный поезд № 136 переименован в Головной ремонтно-строительный поезд № 36 ( ГОРЕМ-36), Министерства путей сообщения Магнитогорского Управления транспортного строительства «Магнитогорскстройпуть» Южно-Уральской железной дороги. Предприятие являлось самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица, имело самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, свою печать с наименованием, бланк предприятия. Предприятие осуществляло свою деятельность в соответствии с законодательством РСФСР, пятилетних планов. Основные виды деятельности: - строительство верхнего строения железнодорожных путей Карталы-Магнитогорск; - строительство, ремонт жилья и соцкультбыта; - погрузо-разгрузочные работы. На основании приказа Министерства путей сообщения от 17.12.1971 года № 224 Головной ремонтно-восстановительный поезд № 36 вошел в состав треста «Свердловсктрансстрой» Южно-Уральской железной дороги и передислоцирован на станцию Лечебная, Свердловской области. С 1977 года приказом Министерства путей сообщения от 26.01.1977 года № 15 ГОРЕМ-36 переведен в состав Ордена Трудового Красного Знамени производственного строительно-монтажного Управления «Тюменстройпуть». С 7 марта 1977 года ГОРЕМ-36 передислоцирован на строительство железнодорожной ветки Сургут-Новый Уренгой в поселок Ханымей, Пуровского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области. Приказом Министерства транспортного строительства от 24.04.1981 года № 43-Р Управление транспортного строительства «Тюменстройпуть» реорганизовано в Тюменское производственное строительно-монтажное объединение (ПСМО) «Тюменьстройпуть». Горем-36 согласно этого же приказа перешел в состав ПСМО «Тюменстройпуть» на правах структурного подразделения без изменения места дислокации. Приказом Министерства Транспортного Строительства от 22.06.1982 года № 71-ОР ГОРЕМ-36 передан в состав треста «Уренгойтрансстрой» Производственного строительно-монтажного объединения (ПСМО) «Тюменстройпуть». На основании приказа Министерства транспортного строительства СССР от 24.03.1989 года № 68-ОР в составе Производственного строительно-монтажного объединения (ПСМО) «Тюменстройпуть» организован трест «Тюментрансстрой». Согласно вышеназванному приказу ГОРЕМ-36 вошел в состав треста «Тюментрансстрой» на правах структурного подразделения без изменения места дислокации. Основной вид деятельности ГОРЕМ-36 – это строительство железнодорожной ветки Сургут-Новый-Уренгой, содержание и ремонт железнодорожных путей, строительство подъездных железнодорожных веток, строительство и ремонт жилья и соцкультыба, погрузо-разгрузочные работы, оказание услун населению. В связи с отсутствием объемов строительно-монтажных работ транспортного назначения в Пуровском районе, отсутствием перспективы для осуществлении дальнейшей работы, приказом по тресту «Тюментрансстрой» от 06.12.1991 года № 235, приказом Головного ремонтно-восстановительного поезда № 36 от 08.12.1991 года № 104 ГОРЕМ-36 ликвидирован.